МБДОУ детский сад №3 г.Моздока
|
«Здравствуй Масленица».
11 мая [сб]
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Малыш» г. Моздока Республики Северная Осетия – Алания Познавательно – игровой проект «Здравствуй Масленица». Участники проекта: Воспитатели и воспитанники старшей группы. Музыкальный руководитель. Инструктор по физической культуре. Родители. Сроки реализации проекта – 2 месяца
Тип проекта: познавательно - игровой, творческий; интегрированный (физическое развитие, социально– коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие).
Цель: Формирование и повышение у детей интереса к традициям русского народа, празднованию Масленицы. Задачи: 1. Познакомить детей с праздником Масленицы. 2.Дать знания об обрядах прошлого времени. 3.Возрождать интерес к русским обрядовым праздникам. 4.Обогатить духовный мир детей. 5.Повысить социальную активность и способствовать укреплению здоровья. 6.Воспитывать коллективизм, умение работать в команде, поддержать интерес к физической культуре и спорту. 7.Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. 8.Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы. 9.Развивать воображения и фантазии, через продуктивную творческую деятельность. 10. Развивать речь посредством разучивания закличек, стихов, пословиц, игр. 11.Ознакомление с творчеством художников, отражающих в своих работах народные традиции. 12.Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица» проведением итогового утренника.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками, но в наш 21 век, когда родители заняты домашними проблемами, а некоторые наравне со своими детьми увлечены интернетом, компьютерными играми и мультфильмами иностранного происхождения, про которые мы стали забывать, про то, как они влияют на духовный и эстетический мир ребенка. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, сознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Они должны самоутверждать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что, связано с народной культурой - русские народные танцы, в которых дети черпают дух свободы творчества, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства. Данные исследования помогли разработать проект «Широкая Масленица», основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики. Проблема проекта: Праздник сам по себе есть событие радостное, то событие, которого дожидаются, к которому готовятся, предвкушают. Религиозные, и в частности православные праздники рассказывают о нашей церковной истории, раскрывают церковные мифы, это праздники наполняющие душу радостью и умиротворением. Через эту радость праздника ребенок приобщается к христианской культуре и календарю, учится соизмерять с ним события своей жизни. Впитывает вместе с атмосферой праздника и подготовки к нему, христианские ценности и чувства приобщенности, к чему-то очень важному и большому. Имея богатейшие народные традиции в проведении праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Всё это приводит к тому, что дети перестают понимать сущность того или иного православного праздника, поста, обряда. Поэтому, надо было, как то воскресить народно - религиозные обычаи семьи, которые не проходят бесследно для духовной жизни ребенка. Из которых в его душе накапливается запас светлых впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей сознательной жизни.
Ожидаемые результаты проекта: 1.Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. 2.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. 3.Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории. В работе над проектом «Широкая Масленица» воспитанники совместно с родителями и педагогами будут участвовать в подготовке к празднику. В практической деятельности углубят свои знания и пополнят их. Научатся в общении со сверстниками рассказывать о своих впечатлениях. Сделают самостоятельный выбор в процессе подбора темы для рисования. Примут участие в обсуждении творческих работ. Педагоги в работе над данным проектом, через знакомство детей с историей празднования Масленицы, рассматривание и обсуждение фотографий, репродукций, чтение стихов, пословиц, закличек и сказок, просмотр мультфильмов, сформируют на эмоциональном уровне у детей чувство любви к родному краю. Родители приобретут опыт совместного творчества с детьми. Результатом данного проекта будет участие детей в празднике «Проводы Масленицы». Этапы проекта: Подготовительный этап: 1. Проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов; 2. Распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ: аппликации, рисовании. 3. Работа по сбору информации об истории праздника и ее обработке. 4. Помощь в подборе музыкального сопровождения. 5. Разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника. 6. Организация места проведения праздника. 7. Проведение инструктажа по технике безопасности. Основной этап: 29.02.2016г. Понедельник. Встреча. Досуг: «Масленицу встречаем». Разучивание частушек, хороводов, закличек, Просмотр мультфильма «Ишь ты, Масленица!» («Арменфильм» 1985г.) Выставка поделок «Обрядовая мини – кукла Масленицы». Чтение художественной литературы по теме: А. Майков «Ласточка примчалась», «Соломенная Масленица». 01.03.2016г. Вторник. Заигрыш. Выставка рисунков «Масленица». Рассматривание и обсуждение репродукции картин Б. М. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Просмотр мультфильма: «На Масленице» (режиссер Гуров, 1992г.) Русские народные сказки «Снегурочка»,«Проводы зимы», «Солнце и блины». 02.03.2016г. Среда. Лакомка. Досуг «Вот уж зимушка проходит» - карнавал с ряжеными и участие в народных забавах, играх, хороводах. Знакомство со значением и символикой блинов. Выставка фото-галереи домашнего мастер – класса по выпечке блинов родителей и их детей.. Оформление «Кулинарного альбома» с рецептами. Чтение художественной литературы по теме: «Как звери справляли Масленицу», Ф. Тютчев «Зима недаром злится». 03.03.2016г. Четверг. Разгуляй. Досуг «Эх, разгуляй». Игры и забавы в физкультурном зале. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Масленица» 2011г. Чтение художественной литературы: А. Майков «Ласточка примчалась». Заключительный этап. 11.03.2016г. Пятница. Тёщины вечерки. Проведение итогового праздника «Проводы Масленицы». Достигнутые результаты: Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Используемые источники для проекта: 1. Сайт Материалы из Википедии — свободной энциклопедииhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Масленица 2. Сайт Названия для масленичной недели. http://kladraz.ru/prazdniki/drugie-prazdniki/nazvanie-dnei-maslenichnoi-nedeli.html 3. Сайт Игры и забавы на Масленицу. http://www.prazdnik.by/content/detail/11/180/49102/ 4. Сайт Сказки на Масленицу. http://rodnaya-tropinka.ru/skazki-pro-maslenitsu/ 5. Сайт Стихи, игры, пословицы и сказки на Масленицу. http://www.semya-rastet.ru/razd/stikhi_igry_pogovorki_i_skazka_na_maslenicu/ 6. Сайт Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через подвижные игры. http://sundekor.ru/kursovaya-2/priobshchenie-doshkolnikov-k-istokam-russkoi-narodnoi-kultury-cherez-podvizhnye-igry/
Досуг для старшей группы на тему: «Масленицу встречаем». Автор: Сигаева Любовь Александровна. Воспитатель Задачи:Познакомить детейс народным праздником Масленица. Совершенствоватьнавыки наклеивания.Упражнять в словообразовании. Развиватьглазомер, мелкую и общую моторику.Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа. Оборудование: Альбомные листыформата А4, цветные ленты, ножницы, кисти, клей, салфетки, клеенки. Бутафорскиеснежки, корзинки.10 кругов небольшогоразмера.Фотографии.Аудиозапись. Предварительная работа: Разучиваниесчиталки «Едет масленица дорогая» Ход досуга: Воспитатель: Масленица -веселый народный праздник, который появился очень давно, но так понравилсялюдям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семьдней. И все семь дней пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко,по которому все соскучились за время зимы. Хотите узнаете,про каждый из этих дней и какая забава к ней подходит?
«Первый блин»(показ фотографии). Воспитатель: Начинаетсяпразднование в первый день недели – в понедельник, его называют «встреча». Вэтот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинаютпечь блины. Аппликация «Кукла Масленица». Воспитатель: Ребята, передвами листы с нарисованным чучелом масленицы. Давайте украсим её платьекрасивыми лентами. Воспитатель: Какие красивыеработы вы сделали ребята, мы их выставим на нашем вернисаже. «Второй блин» (показ фотографии)
Воспитатель: Вторник называют«заигрыш». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Подвижная игра «Попади снежком в корзину». Воспитатель: Сейчас я разделю вас на 2 команды. Вы должны постараться бросить снежок точно в корзину, команда , у которой будет больше всего снежков в корзине и выиграет. «Третий блин» (показ фотографии). Воспитатель: Среда называется«лакомка». В этот день приходят в гости на блины. Как на масленойнеделе Из печи блинылетели! С пылу, с жару,из печи, Все румяны,горячи! Масленица,угощай! Всем блиночковподавай. С пылу, с жару –разбирайте! Похвалить незабывайте.
Подвижная игра «Передай блин». Воспитатель: Ребята, хотитенемного поиграть. Игра называется«Передай блин». Дети встают в круг. Под музыку они передают«Блин» из рук в руки, музыка прекращает играть, ребенок, у которого остался«Блин» танцует в кругу, все хлопают. Игра продолжается несколько раз.
«Четвертый блин» (показ фотографии). Воспитатель: Четверг -«разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни,начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни ижелать здоровья и благополучия хозяевам. Игра на внимание «Метла». Все садятся настулья. Выбирается один водящий. Каждому игроку назначается свое слово. Егоможет назвать водящий или игроки могут назначить слово друг другу. Напримерпервый игрок – слово «метла», второй – слово «ботинок», третий – слово«пуговица», четвертый – «ведро».Водящий подходит к игроку и начинает задавать вопросы. Отвечать на них нужно очень быстро иупотребляя «своё» слово. Нельзя смеяться и даже улыбаться (это самое сложное вигре). Например водящий подходит к первому игроку и говорит: «Кто ошибется,тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!» После этого онспрашивает: - Кто ты? -Метла. - А что тысегодня ел? - Метлу. - А это у тебячто? (показывает на колено) - Метла. - А это что?(показывает на две ноги). - Мётлы. И так пока у водящего не закончатся вопросы, и он неперейдет к следующему игроку. Если отвечающий на вопросы игрок ошибется или не выдержит и засмеется, то онвыбывает из игры. «Пятый блин» (показ фотографии). Воспитатель: Пятница -«вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.Давайте сыграем в еще одну игру, которая называется «Поиск блинов».
«Поиск блинов». (Передначалом досуга необходимо разложить кружки в разных местах группы). Воспитатель: Сейчас 2 игрокадолжны найти спрятанные по всей группе блины. Участник, нашедший больше всех«блинов», получает приз в конце досуга.
«Шестой блин» (показ фотографии). Воспитатель: Суббота -«посиделки». Люди ходят друг к другу в гости и дарят подарки. Подвижная игра «Подарки». Воспитатель:- Вы любите,когда вам дарят игрушки? Мы сейчас будем делать друг другу подарки. Воспитательпредлагает детям встать в круг.Принесли мы всем подарки,Ктозахочет, тот возьмет,Вот вам кукла с лентой яркой,Конь,волчок и самолет. С окончанием слов дети останавливаются, обращаяськ ребенку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из подарков он хотел бы получить– куклу, коня, волка или самолет и изображает одну из названных игрушек. «Седьмой блин» (показ фотографии). Воспитатель: Последний деньМасленицы - «проводы». В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательнопрощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Так же вэтот день заканчиваются гулянья, на ледяных горках разводят костры, чтобырастопить лед и уничтожить холод. А еще последний деньМасленицы называют «Прощеное Воскресенье». Ведь последний день недели -воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у другапрощения просят за то, что совершили ошибки, за все то, что могло обидетьчеловека. Воспитатель: А сейчас пришла порапопробовать настоящих масленичных блиночков. Тщательно вымойте руки и прошуотведать угощенье. Дегустация блинов под музыку. Досуг для старшей группы на тему: «Вот уж зимушкапроходит». Автор:СигаеваЛюбовь Александровна. Воспитатель Оформлениезала: декорация в виде русской горницы. Цель: воспитывать любовь к традициям русского народа. Предварительная работа: разучиваниеколядок, стихов и игр на Масленицу. Действующие лица: Ведущая, гости –ряженые (дети старшей группы), хозяйка с детьми (воспитатель и детиподготовительной группы). Ходдосуга: В зал входят ряженые, дети старшей группы ичитают колядку: Авсень, авсень! Завтра новыйдень! Не дадите пирога, Сведем корову зарога. Не дадите хлеба, Уведем деда. Хозяйка: Милости просим, Будьте, как дома, Вся территориявам знакома. Матушку Зимупрославить нам нужно И проводить, какположено, дружно! Хозяйка (держит в руках блюдо с блинами) с детьмичитают стих: Как на масленойнеделе Из печи блинылетели! С пылу, с жару,из печи, Все румяны,горячи! Конспект музыкального развлечения в группах старшего дошкольного возраста «Масленица».
Музыкальный руководитель МБДОУ №3 г.Моздока Балахонова Наталья Роджинальдовна. Звучит весёлая русская народная музыка, дети собираются на участке
детского сада. На девочах одеты русские платки и шали, щёки у детей
накрашены. На участке стоит чучело Масленицы. Ведущая: Собирайся, народ! В гости Масленица ждёт. Мы зовём к себе тех, кто любит веселье и смех. Ждут вас игры, забавы и шутки скучать не дадут ни минутки! Масленицу широкую открываем, веселье начинаем! Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьёй, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину. Ой, как много здесь гостей ждёт вас множество затей Будем петь да играть, старину вспоминать! А вы, ребята, знаете заклички о Масленице? Ну – ка, послушаем.
ребёнок: Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько Сыром, маслом, калачом и румяным пирогом!
ребёнок: А мы Масленицу повстречали сыром гору поливали. На широкий двор зазывали, да блинами заедали.
Ребёнок: Широкая Масленица, мы тобой не нахвалимся Приезжай к нам в гости на широкий двор С детьми поиграть, на горках покататься!
Ведущая: Русскую зиму проводить нужно задорно, весело и дружно!
Дети исполняют частушки о Масленице.
Ведущая: Подходи честной народ становись в хоровод. Чтобы было веселей, торопи своих друзей! Дети исполняют хороводную песню « А мы Масленку встречаем» хороводная игра « Ровным кругом» Звучит весёлая музыка, выбегает Скоморох Ванька. Ванька: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки Смешливые девчонки, короткие юбчонки! Я – Скоморох Ванька по всему свету гуляю всё на свете знаю. Пришёл к вам позабавиться да повеселиться праздник Масленицы встретить. А у Масленицы герой один – Круглый и вкусный, а зовут его?…. Дети: Блин!
Ванька: Чтоб поднять вам настроение я устрою представленье Тили – тили, трам – тарам роль блина сыграю сам! Надевает шапочку блина.
Ванька: Позвольте представиться: я – блин! На весь свет один! Всех моих братьев съели, а меня не успели! Только на меня раскрыли роток, а я – шмыг и наутёк! Будем петь и развлекаться, танцевать и кувыркаться! танец « Разноцветная игра» музыка Б. Савельева.
Звучит музыка, появляется Скоморошина Маруся, одета в русский
сарафан, на голове шапочка в форме оладьи.
Маруся: Я от бабушки ушла, по снежочку я пошла… Ой, ребятишек я нашла! Эх, сейчас позову и игру вам подарю! Игра « Масленица»
Ванька: Ты кто такая, мне ответь?
Маруся: Да я сестрица твоя, Оладушка! Меня, как и тебя испекла бабушка.
Ванька: А почему ты такая маленькая?
Маруся: А на меня муки не хватило!
Ванька: А почему на тебя муки не хватило?
Маруся: Вся мука на тебя ушла.
Ванька: Ну, что ж, теперь мы братец и сестрица! Вместе будем веселиться!
Маруся: Итак, песенка о нас, споём все вместе о том, как бабушка пекла блины – оладушки. Дети исполняют песню « Бабушка, испеки оладушки» аккомпанируя себе на ложках.
Маруся ( всматривается в Ваньку) Вот вопрос меня тревожит, на кого наш блин похожий? Очень знакомое личико!
Ванька: Моё личико похоже на блинчик!
Маруся: А ещё на кого?
Ванька: Я на дедушку похожий?
Дети: Нет!
Ванька: Я на бабушку похожий?
Дети: Нет!
Ванька: Я – красивый и пригожий?
Дети: Да!
Маруся: Да, красив ты и пригож, ты на солнышко похож!
Ванька: Я на солнышко похожий, пойду в гости к солнцу я, Вас с собой возьму, друзья!
Маруся: Надо к солнышку сходить, надо солнце разбудить. Чтоб скорей пришла Весна, пробудилась ото сна! Логоритмическая игра « Радуга – дуга»
Маруся показывает детям солнышко обратной стороной.
Ванька: Ребята, посмотрите, солнышко спит, надо нам его разбудить. Дети читают заклички.
Ребёнок: Ну – ка, солнце, просыпайся в чисто небо выбирайся. Будешь по небу ходить, песни петь и всем светить. Ребёнок: Солнышко, олнышко выгляни в окошко, Солнышко, Солнышко покажись немножко Тут твой любимчик – симпатичный блинчик! Ванька: Молчит Солнышко, не улыбается, совсем загордилось! Маруся: Тут чтот – то не так! Что – то с Солнышком случилось?! Звучит музыка. выбегает Баба _ Яга.
Баба – Ягя: Здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, оладушки! Что не получается Солнышко разбудить, да Весну – красну встретить? Это я постаралась, Мне и самой в моём дремучем лесу с Солнышком хорошо живётся!
Ванька: Ах, ты, Баба – Яга, костяная нога, верни радость нашему Солнышку!
Баба – Яга: Это я – то костяная нога? Ты, что совсем от жизни отстал? Вспомнил, когда это было – то? Я – Баба, современная Яга! Мне жизнь такая дорога, никого не нужно есть, пенсия большая есть, телевизор, телефон, видеомагнитофон. Есть машина у меня, так, что ступа не нужна! В триста лет я молодая, не худая, не больная, и нога не костяная посмотрите на меня, как мила и как умна! Ванька: Ты прости меня, Ягуся, это я не подумав сказал. Ты очень даже симпатичная! Баба – Яга: Вот то – то же! Ну, ладно, поиграйте со мной, тогда и Солнышко ваше расколдуется. Игры: С Бабой – Ягой « Береги ноги» ( перепрыгивание через метлу) Эстафета: « На метле, как на коне»
Русские народные игры: « Золотые ворота», « Молчанка», « Гори-гори ясно», « Карусель», « Перетягивание каната», « Грачи летят»
Баба – Яга хвалит детей, поворачивает Солнце лицевой стороной.
Ванька: Вот и стало светлее, вот и стало теплее!!! Скоро птицы прилетят и комары запищат.Уж ты , ласточка. ты, касаточка, ты возьми ключи, запри Зиму, отопри Лето! Маруся: Пора уходить Зиме холодной, пора с Масленицей нашей гостьюшкой попрощаться. Сжигают Масленицу Баба – Яга: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют « прощённым воскресеньем». Люди просят друг у друга прощения за нанесённые обиды. Это очень хороший древний обычай. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид. Ребёнок: Широкая Масленица мы тобою хвалимся. На горах катаемся, блинками наедаемся. ребёнок: Как на масленной недели из печи блины летели. Масленица, угощай всем блиночков подавай!
Ванька и Маруся выносят самовар и поднос с блинами.
Ванька: Тинка - тинка подай блинка, оладушка – прибавушка масляный кусок.
Маруся: С пылу, с жару разбирайте похвалить не забывайте! С пылу, с жару, из печи все румяны, горячи. Угощение блинами с чаем. Звучит весёлая русская народная музыка. Работа с родителями: Совместная работа детей и родителей прошла под девизом: - «Масленица пришла!». Сначала, была проведена беседа о самом проекте праздника Масленица и его задачах. После этого мы предложили им поучаствовать в конкурсах рисунков и поделок, и фото-галереи домашнего мастер – класса по выпечке блинов родителей и их детей, которая закончиться проведением совместного праздника «Проводы Масленицы». Наши родители с большим энтузиазмом приняли участие в нашем проекте. Консультация для родителей: «Как на Масленой неделе…» Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Им провожают зиму, а с ней и все плохие события, и встречают весну. Существовало поверье, что такими действиями люди «умасливают» или ублажают солнце, просят его быть добрее.
Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Функцию стимуляции плодородия несёт сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Конец зимы и начало весны — события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел будущий урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы. Отмечается он перед Великим постом, который является серьезным испытанием для людей, и им надо морально к нему подготовиться. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. На Масленицу по улицам с песнями, шутками и прибаутками гуляли ряженые, скоморохи, устраивался своеобразный карнавал. Считалось, чем больше смеешься, чем больше съедаешь блинов, тем сытней и счастливей будет год. Каждый день Масленицы имел свое значение. Понедельник — «Встреча». Хозяйки приступали к выпечке блинов. Накануне вечером хозяйки втайне от домашних выходили готовить опару во двор при свете месяца, добавляя в тесто снег. При этом следовало произносить «волшебную» присказку: «Месяц, месяц, золотые рожки, загляни в окошко, подуй на опару». В этот день, посещая родных, договаривались о том, кого звать в гости, когда идти в гости, когда устраивать катания на санях с гор. В этот день достраивались ледяные горки, устанавливались качели, карусели на площадях. Вторник — «Заигрыш». В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!» Среда — «Лакомка». В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг — «Разгул». С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми. Пятница — «Тёщины вечёрки». В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Суббота — «Золовкины посиделки». Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Воскресенье — «Проводы». Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться со своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. Выставка рисунка: «Пришла Масленица!». Выставка поделки: «Обрядовая мини – кукла Масленица». Мастер – класс по выпечке блинов с воспитателями МБДОУ№3 детского сада «Малыш». Совместно с воспитателями был проведен мастер – класс по выпечке блинов. Был показан альбом, который был собран совместно с родителями и их детьми старшей группы, с подробными рецептами различных видов блинов: с начинкой, ажурные, с рисунками и в виде фигурок. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.