МБДОУ детский сад №3 г.Моздока

Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

 e16f056efb7391983b2f01dcede08489.jpg

2.2. Цели взаимодействия:

• создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения;

• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.

2.3. Основные задачи работы:

• организация сотрудничества ДОУ с семьей;

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника детского сада;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ  к традиционной культуре;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;

• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;

• повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;

• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;

• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.

 

3. Основные принципы работы ДОУ

3.1.Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.

3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:

• принцип  гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;

• принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;

• принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.

• принцип непрерывности преемственности между  ДОУи семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;

• принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;

• принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт ДОУ);

• принцип доброжелательности всех участников содружества;

• принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы  ДОУ не допускается никакого принуждения).

• принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;

• принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми в коллективах;

• принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;

 

4. Организация работы

4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет ДОУ. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.

4.2. Организация взаимодействия ДОУ и семьи предполагает следующие этапы работы:

• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;

• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;

• составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей);

4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:

• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);

• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);

• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).

4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и семьи:

• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными представителями) группы;

• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ;

• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно­-ориентированные отношения;

• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;

• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;

• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников  ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ

.

4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:

• анкетирование;

• наглядная пропаганда педагогических знаний;

• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки;

• посещение семей на дому (по мере необходимости);

• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);

• круглые столы;

• деловые игры;

• тематические выставки художественного творчества, конкурсы;

• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.

4.6. Организация методической работы с педагогами:

• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).

4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:

• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);

• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества).

 

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи

5.1.Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательного процесса  в ДОУ, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.

5.2. Условия внутреннего взаимодействия:

• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;

• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;

• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;

• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.

5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива  ДОУ с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими ДОУ.

 

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников

6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных  лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.

6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.

6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.

6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

6.5. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.

 

 

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей

7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям,  заместителю заведующей по воспитательной работе, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).

7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.

7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ДОУ.

7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в ДОУ.

7.7. Критерии анализа годового плана:

• планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

• учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания мероприятий;

• разнообразие планируемых форм работы;

• планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;

• разнообразие форм методической помощи педагогиче­ским работникам ДОУ в вопросах  взаимодействия с семьей (педагогиче­ские советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

• выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com

• выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ДОУ.

7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

• планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;

• разнообразие планируемых форм работы с семьей.

7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:

• разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

• отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

• учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации по­следующих мероприятий в ДОУ.

 

8. Контроль

8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы ДОУ.

8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и заместителем заведующей по воспитательной работе ДОУ.

8.3. Заместитель  заведующей по воспитательной работе в рамках контроля имеет право:

• посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя;

• изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости;

• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в ДОУ.

8.4.Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав которого избираются работники ДОУ, родители, представители Учредителя. Оригинал данного положения http://ohrana-tryda.com/node/2207

8.5. Совет  ДОУ имеет полномочия:

• определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;

• организация работы по защите прав и интересов участников образовательного процесса;

• контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;

• поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспитанников ДОУ;

• участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в случаях, когда это необходимо.

 

9. Документация

9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

9.2.В перечень документации включены:

• планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по  ДОУ на учебный год;

• протоколы групповых родительских собраний;

• конспекты мероприятий;

• отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, анкетировании с выводами;

• протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.

9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.

9.4. Документация хранится в ДОУ в течение 3 лет.

 

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.

10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.

10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


25 октября 2019 в 11:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.